"На главную"

Интервью ММ с репортером Now Playing magazine
Tony Panaccio 02 августа 2006

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ИНФО ПРО КОНВЕНЦИЮ

ПЕРВЫЕ ДНИ - с 31 июля - 2 августа 06

английский вариант интервью





Репортер из Now Playing magazine Tony Panaccio сумел улучить минутку и разговорить Майкла МакМануса из культового сериала LEXX.

Майкл совершенно измотан, но этого ни за что не скажешь, поговорив с ним.

Актер, известный во всем мире своей ролью бессмертного убийцы Кая из сериала Sci Fi LEXX, последние несколько лет занимался сценой. Его последняя работа - воплощенная мечта просто-таки каждого актера, если это настоящий актер.

"Я играю Макбета" - говорит Майкл, и я непроизвольно суеверно поеживаюсь... Актеры обычно не произносят название этого спектакля из старого суеверия, что произнести его - накликать неудачу. 1

"То есть, играете шотландскую пьесу" - говорю я.

"Ох, я это повторяю теперь по крайней мере 20 раз в день," - смеется он. - "Если бы что-то должно было случиться - уже бы случилось".

Макбет (смотрю на потолок, чтобы быть уверенным, что он не обвалился) - проект, к осуществлению которого он шел не один год, поэтому он не останавливается ни перед чем.

"Мы играем на открытом воздухе, в настоящих костюмах, и при участии настоящих лошадей, у нас в сцене восемь Clydesdale (клейдесдальская порода лошадей-тяжеловозов). И за исключением нескольких ливней и периодически долетающих гудков проезжающих машин, дела у нас идут очень хорошо. На репетиции у нас было всего три недели, но я начал работать над ролью, читая книгу еще с конца марта. В этой пьесе очень много разных перечислений, поэтому как только ты сбился, ты пропал, никакая импровизация тебя не спасет".

И чтобы доказать это, он становится Макбетом. Сидя в кресле в отеле, одетый в джинсы, хлопковую рубашку и мягкую шляпу, которая выглядит как реквизит из шоу Carol Burnett - Майкл МакМанус становится Макбетом!

How now you secret, black, and midnight Hags?
What is't you do?
I conjure you, by that which you Profess,
(How ere you come to know it) answer me:
Though you untye the Winds, and let them fight
Against the Churches: Though the yesty Waves
Confound and swallow Navigation
Though bladed Corn be lodged, and Trees blown down,
Though Castles topple on their Warders heads:
Though Pallaces, and Pyramids do slope
Their heads to their Foundations: Though the treasure
Of Natures Germaine, tumble altogether,
Even till destruction sicken: Answer me
To what I ask you.

А, черные полночные карги,
Чем заняты?
Я заклинаю вас искусством вашим:
Кто б вас ни вдохновлял, ответьте мне.
Хотя бы ветры сорвались, войною
Грозя церквам; хотя бы волны, пенясь,
Дробили и глотали корабли;
Хотя бы хлеб полег, дубы валились,
Крушились замки на своих же стражей,
Дворцы и пирамиды пригибали
Главу к земле; хотя бы все богатства
Природных сил сметались в беспорядке,
Так чтоб разгром устал, - ответьте мне
На мой вопрос.

(пер.М.Лозинский)

Он читает монолог из спектакля... я вам говорю, этот человек даже не встает, черт возьми.

Просто пара слов на будущее, это ведь важно - знать корни человека. Он играл в McManus Theatre в Торонто, названном так в честь его двоюродного деда.

"Вообще-то, они вроде как забыли это имя... но вернулись к нему после того, как я снова начал там играть, и это было здорово," - говорит он, криво улыбаясь.

Его тетя, между прочим - Helen Shaver. Да, та самая Helen Shaver, сыгравшая в более чем 80 фильмах, таких, как "Цвет денег", "Ужас Эмметвилля" и многих, многих других. Helen Shaver, которая играла в несчетном множестве рекламных роликов на телевидении, а еще сделала себе имя как видеорежиссер. А также сыгравшая в Judging Amy, Joan of Arcadia, Soul Food, The Unit, Medium и более дюжины других.

Ну, про родословную тут вообще не будем говорить. Сказать, что сцена - это у него в крови - то же самое, что сказать, что Пэрис Хилтон не попадет в Mensa в ближайшее время.

(Mensa International - организация людей с самым высоким IQ в мире, членство в которой строго ограничивается им. То есть как для ММ естественно быть актером, так и для милашки Пэрис Хилтон естественно - она никогда не попадет из высшего общества богатых людей в высшее общество умных людей (пусть и богатых...))

"У Oliver Sachs есть большая книга, посвященная непременному присутствию персонажа, страдающего аутизмом, в любой уважающей себя научной фантастике," - говорит Майкл. - "Напрмер, Spock в Star Trek, это персонаж, у которого чувства не управляют действиями. Когда я прочитал это, я понял, каким должен быть Кай. Я хотел сделать его проблемы - механическими, вроде как в том эпизоде, когда его тело разбалансировалось, и он пытался дважды привести его в норму, и был таким неуклюжим".

"В следующей серии вы должны были убить толпу бюрократов, помните?" спрашиваю я. "О да, там была грандиозная чистка, насколько я помню". ОК, что-то мы за 4,5 секунды перешли от искусства к извращениям. К черту все это.

"О, да, это, кстати, очень характерно, как я вспоминаю. Это был действительно хороший день," - добавляет он. - "Мы были второй съемочной группой, первая уехала, чтобы продолжать съемки еще где-то, и они даже не дописали сценарий. Представьте, мы получили страницы в начале дня, отрепетировали, в это время костюмеры готовили костюмы, мы пошли одеваться и гримироваться, ну, и после этого - сниматься".

МакМанус объясняет, что он хотел показать своего Кая отличным от любого другого типичного жанрового бесчувственного прототипа. В Стар Трек Data все-таки шел к тому, чтобы очеловечиться. Spock тоже всегда развивал его человеческую половину, даже если это иногда оскорбляло его внешне. Майкл хотел, чтобы Кай пошел другим путем.

"Театр не может быть чем-то застывшим, неподвижным, и это шоу тоже не могло стоять на месте, и одну вещь актер может делать во время съемок, которую он не может делать в театре - отстаивать свой персонаж и то, как он видится исполнителю, перед авторами," - говорит он. - "Я с самого начала стал говорить авторам о том, каким мне видится развитие Кая. Я не хотел, чтобы он ходил, как Data, который все мечтал стать человеком. Кай убежден, что он мертв и хочет быть мертвым, и хочет, чтобы с ним покончили. Он не хочет замечать суету вокруг".

Конечно, Кай был только одной частью триумвирата, который включал сам Лексс, со Стенли Твидлом, который далеко не всегда делал правильные вещи, и своенравной рабой любви Зев (позднее Ксев, когда первоначальную актрису Еву Хаберманн сменила в начале второго сезона Ксения Сиберг).

В сериале как Зев, так и Ксев - были влюблены в Кая, но он не мог ответить им взаимностью. Для него любовь была понятием интеллектуальным, а секс вообще невозможен, так как он был декарбонизирован, и внутри сделан как киборг. Невозможно представить себе никаких романтических отношений, вроде как в "Грозовом перевале" среди пшеничных полей. Это просто была некая завязка действия, которая затем открыла путь к живому написанию и динамичному развитию сюжета.

"Когда мы начали съемки, это было очень сложно," - задумчиво говорит Майкл. - "Ева очень заинтересовалась мною, не как Каем, а именно мной, актером, так что для нее совсем не составляло труда играть любовь, но Кай не был единственным, на кого эта любовь распространялась. Вот я, сорокалетний актер, которым восхищается эта хорошенькая семнадцатилетняя актриса... это была очень непростая ситуация".

(*от переводчика: а вот я тут не пОнял! Чего это? ММ в 1996, когда начали снимать LEXX и Ева играла в пилотах, было тока-тока 34 года. А Еве как раз на съемках исполнилось 20. Уж и не такая это была бы трагедия для него - обратить внимание на хорошенькую немочку. И обращал же он внимание, по слухам, на Дорин Якоби, которой тоже было всего 22 года... Да и не по слухам, если Дорин и в июле 2004 в чате говорила четко: "Да, я связана с Майклом")

gela12: Вот вопрос, может быть, вы сумеете помочь нам... мы хотим знать, что Майкл делает сейчас, есть ли у него работа в театре, кто-нибудь знает?
Patricia Zentilli: Я не видела Майкла давно!
Doreen Jacobi: Майкл путешествует между Торонто и Берлином и изредка работает в театре. Но он не сделал ничего большого после LEXX.
gela12: Ты все еще в контакте с ним, Дорин?
Doreen Jacobi: Да - я все еще в контакте с Майклом ;-)
Он будет здесь сегодня, если у него будет доступ к PC (сокр. от Personal Computer - персональный компьютер). Да, Майкл исчезает время от времени..


Поскольку у Евы в Германии было очень много работы и она неуклонно приобретала статус звезды немецкого экрана, роль Зев перешла к Ксении Сиберг. Ксения училась у знаменитого Ли Страсберга в Нью-Йорке, не говоря уже об актерской студии Joan Costopoulos в Нью-Йорке, Margie Habor, Cherry Franklin и Annie Grindley Hollywood Actors Workshops (HAW). Она привнесла в роль много таланта и настойчивости, черпая силы у других исполнителей и их, в свою очередь, заряжая своей энергией.

"Поначалу Ксения познакомилась с Полом Донованом, создателем и исполнительным продюсером LEXX, и сказала ему, что она не чувствует любви к Каю и показать это будет трудно для нее. И тогда Пол пришел ко мне и сетовал, что я не даю персонажу психологической мотивации, и я сказал: "Кай мертв. Как он может? Это и есть отправная точка их отношений". Ну, Пол подумал минутку и согласился..."

Майкл играл Кая в соответствии с театральными традициями - в поведении персонажа должна быть причина, мотив. Все начинается со сценария, а затем персонаж живет своей ненаписанной жизнью.

"Он был мертв, он потерял свою личность, но в этом контексте - мертвый не теряет потенциал для личности," - говорит Майкл, упрямо фокусируясь на том, чем Кай был интересен для него. - "Все вокруг него поглощены жизнью с ее насущными проблемами, с вещами, которые они хотят, и Кай просто приспосабливался к окружающей реальности и людям вокруг него. Он реагировал, показывая, что мертвый - просто зеркало, отражающее жизнь. Но это не значит, что он сам стремился жить. Его позиция: что уж такого хорошего в том, чтобы иметь чувства? Что такого привлекательного в этой идее - жить?"

Но прошло десять лет с тех пор, как начинался сериал, и четыре года с момента его завершения, и Кай не стал иконой и последней концепцией в этом жанре. Персонаж и сериал обсуждались много раз, а сейчас - десятилетняя годовщина и встреча актерского состава на конвенции. И Майкл МакМанус накануне участия в спектакле, который может стать ярким моментом в его карьере, приехал в Ванкувер из Армстронга, провинция Британская Колумбия, чтобы встретиться со своими фанами и отдать дань уважения людям, которые во всем мире, в течении этих четырех лет - не забывали сами и не дали забыть другим о таком сериале, как LEXX.

И Майкл платит эту дань всем, разговаривая с каждым фаном по 30-40 минут, отвечая на каждый вопрос сосредоточенно и уважительно. Это первая конвенция МакМануса, и его стиль поведения еще не испорчен многочисленными конвенциями, которые мы привыкли терпеть.
(*от перевод. - А на самом деле четвертая, ММ присутствовал на конах в июне 1999 в Лондоне и в Галифаксе в августе 1999, потом неофициально - на Uncon 2001 в Галифаксе)
Но для человека, который воплощает на сцене самого Макбета, все это, видимо, несущественно, и он растворяется в табачном дыму с очередной пылкой фанаткой.

При всем при этом выглядит он, откровенно говоря, совершенно измотанным...

Copyright © Tony Panaccio, written by Eric Moro

***

Немного о суевериях:

Давно известно: актеры - люди суеверные, в их среде ходит немало "совершенно правдивых" рассказов о смертельно опасных для исполнителя роковых ролях, "заклятых" фильмах и "бесовских" спектаклях. Стоит ли огульно отметать эти рассказы и, демонстрируя полное пренебрежение к неведомым силам, потешаться над ними? Не зря говорят: нет дыма без огня!

Издавна самым опасным и пользующимся дурной славой среди актеров и большинства режиссеров считается "Макбет" великого Уильяма Шекспира. У нее настолько плохая репутация, что те режиссеры и актеры, которые все же начинают репетировать пьесу, называют ее не иначе как "та пьеса", или "одна пьеса". Упаси боже произнести вслух ее название! Еще хуже, если актеру вдруг взбредет в голову порепетировать не на сцене, а на улице или дома... Существует легенда, согласно которой проклятие "Макбета" повелось от трех ведьм, которые по ходу действия с заклинаниями варили снадобье. Их пророчества вызывали у главного героя роковые намерения. Согласно той же легенде Шекспир взял диалоги ведьм из реальной жизни и тем обрек пьесу на вечные несчастья.

Рассказывают, что якобы еще 7 августа 1606 года, в день премьеры "Макбета" в знаменитом лондонском театре "Глобус", где играл и для которого писал пьесы сам Шекспир, случилось несчастье. Напомним, что в те давние времена все роли в театре исполняли только мужчины, а женщины на театральные подмостки не допускались. И вот практически перед тем как начать представление исполняющий роль леди Макбет молодой человек внезапно упал и забился в конвульсиях, пытаясь разорвать на груди стягивавшее его женское платье:
- Душно! Дайте дышать! - кричал несчастный.

Все попытки помочь ему, позвать лекаря и, как было тогда принято, пустить кровь ни к чему не привели - бедняга вскоре скончался. Но спектакль следовало начинать, нетерпеливая публика требовала зрелища, и Шекспир решил сам выйти на сцену в роли леди Макбет.
- Опомнись, что ты задумал? - пытались остановить и отговорить его суеверные актеры.
Но драматург остался непреклонен. Он быстро переоделся, загримировался и сыграл спектакль, который, по свидетельствам присутствовавших на нем очевидцев, более походил на панихиду. Вроде бы, все прошло благополучно и пьеса имела успех, но несчастье произвело настолько сильное впечатление на артистов, что "Макбета" потом не ставили ни в одном из театров на протяжении столетия!

Позднее постановки пьесы возобновились. Однако, как отмечено в исторических хрониках, несчастья все же продолжали преследовать многих исполнителей ролей, и поэтому среди актерской братии стало принято называть "Макбета" не иначе, как "эта пьеса".

Рационалистический XVIII век презрел суеверия, и постановки «Макбета» стали периодически возобновляться. Практически ни одна не продержалась более двух дет. Горели здания театров, тяжело болели и сходили с ума исполнители главных ролей. Газетной сенсацией 1879 года было убийство на почве ревности Хью Чаррисом, исполнителем роли лорда Макбета, своей жены, игравшей роль леди Макбет. Перерезав горло супруге, Чаррис тут же покончил с собой. Трагедия произошла в стенах театра, и, что в Англии обычное дело, призраки Макбета-Чарриса и его жены нервировали по ночам сторожей театра до тех пор, пока в его здание во время Второй мировой войны не попала бомба.

В XX веке проклятие «Макбета» простерлось на кинематограф. Сначала внезапно разорилась собиравшаяся ставить по пьесе фильм британская киностудия «Санрайз муви». А когда к «Макбету» стал подбираться Голливуд, намереваясь создать из шекспировской трагедии «ужастик» в стиле Хичкока, покончила с собой актриса, по настоянию которой отчасти и затевалась постановка. Ею была Мэрилин Монро.

Как знать?.. Но с "Макбетом", действительно, случались и случаются совершенно невообразимые вещи. Знаменитый актер Большого драматического театра в Санкт-Петербурге Владислав Стржельчик скончался именно в период работы над ролью Дункана в "Макбете". Известный московский актер Владимир Сошальский получил на премьере "Макбета" микроинфаркт, потом сломал ногу и долго болел, а когда его наконец заменили в постановке другим актером, откровенно признался, что всегда выходил на сцену в "этой пьесе" с каким-то мистическим ужасом и невольно осенял себя крестным знамением.

Когда в начале 90-х годов XX века телевидение решило снять "Макбета" в постановке МХАТа, началась сущая фантасмагория - сплошные технические неполадки: полосы и пятна на пленке, постоянно пропадали то звук, то изображение, то обесточивалась техника, а когда телевизионщики все-таки добились своего и сняли весь спектакль, пленки с записью необъяснимым образом... исчезли! Так телеспектакль и не дошел до экрана, и зрители его не увидели.

Валентин АНТОНОВ • www.Privatelife.ru 1



Огромное спасибо Fila, MacTan и Банколе за помощь в переводе


© LEXX - LIGHT ZONE август 2006 HELEN & Trulyalyana

 
Что-то было
Что-то есть.
Все идет своим чередом.
Что мы видим сейчас
Что случилось до нас
Все вновь повторится потом.