Когда наш сайт только начинал строиться, мы написали небольшую обзорную статью, просто чтобы разложить по полочкам наиболее часто встречающиеся в сети термины, касающиеся фандомом, фанфиков и прочей интернет-жизни. И там была пара слов о том, что такое фанзин.
Фанзин (Фэнзин, Fanzine) - доинтернетная форма существования фанфикшена, самодельные журналы и альманахи (самиздатные журналы–сборники zines), рассылаемые фанатами другим фанатам по почте или продаваемые на конвенциях. На Западе, где традиция организованного фанфикшена гораздо старше, чем у нас, фанзины в некоторых сообществах до сих пор считаются самой правильной, "настоящей" формой фанфикшена. Однако очевидно, что эта неповоротливая и дорогостоящая (по сравнению с инетом) форма общения фанатов будет постепенно отмирать.
А теперь нам посчастливилось встретиться с участницей реального фанзина, которая рассказала нам, как в прежние времена народ фанател по знаменитому певцу и актеру Дэвиду Боуи.
Larry_L: Интеренета тогда не было, и люди общались посредством переписки. По почте рассылали друг другу письма, в которых было все - и желание познакомиться, и описание своих чувств и мнений, посвященных Дэвиду Боуи, его личности, его искусству, его ролям в кино. По почте знакомились с новыми участниками фанклуба, пересылали друг другу адреса тех, с кем были знакомы одни, для того чтобы перезнакомить между собой других.
Участники могли получать по 10 писем ежедневно, общались иногда с 200 и более респондентов. Письма были такой толщины, что не помещались в почтовый ящик. В них было все - пересылали друг другу блокноты, в которых по образу нынешних форумов писали свое мнение, отсылали по цепочке дальше, и каждый, прочитав все сообщения, приписывал свое, отсылал, и таким образом получался постоянный обмен информацией.
В письмах же рассылали то, что сейчас называется фанарт - клеили коллажи из фото и своих рисунков на бумаге; писали фанфики, придумывали свои миры и сюжеты. Так же как и сейчас, мало задумывались о художетсвенной ценности этих произведений - важно было выплеснуть накопившиеся эмоции.
Участники тогдашнего сообщества почитателей творчества Дэвида Боуи были чрезвычайно разнородны. Были и девочки 17-20 лет, которые, посмотрев фильм "Лабиринт", попали в ловушку магии этого актера. Иногда они даже не знали, что он еще и певец. Потом, начав переписываться с кем-то, молодежь постепенно открывала для себя весь мир творчества Боуи.
Его альбомы были очень разными, и поэтому встречались люди с почти противоположными музыкальными пристрастиями. Были такие, кому не важно было, что Д.Б. снимался в кино, их даже не интересовало, как он выглядит. Были и такие, для кого важнее были его роли в фильмах, его фотографии и сведения из его личной жизни. Были те, для кого важнее всего было общаться лично с разделявшими его увлечение людьми, и те, для кого такое общение не представляло интереса. В общем, и тогда все было точно так же, как и сейчас.
Вот только инета не было, и когда появлялся новый человек, его адрес могли или тут же разослать всем, кого знали, или наоборот, придержать адрес для себя и личного общения, если человек был особо интересен как собеседник или мог поделиться какой-то особо интересной информацией.
В Москве в 1995 году собрались около 15 активных людей, в основном студенты, и организовали фанклуб. Начали издавать свой печатный маленький журнал, печатали для желающих фото и записывали видео и аудио кассеты. Через друг друга узнавали адреса, рассылали приглашение участвовать в деятельности клуба. Вся эта переписка шла очень долго, по два-три месяца. Журнал, который издавался и печатался самими фанами, рассылался желающим не бесплатно, поэтому его получали на несколько человек, и опять же пересылали друг другу, зачитывая до дыр. Все желающие вступить в клуб и получать какие-то материалы уплачивали членский взнос - 45 000 руб, по меркам нынешних цен - примерно 1000 руб.
По переписке те, кто знал иностранные языки, связывались с фанами Боуи в других странах, переписывались с немецким клубом, который издавал журнал на английском и немецком. Все эти журналы или пересылались друг другу, или ксерокопировались постранично - и опять же толстенными письмами рассылались по стране.
Когда в 1996 Дэвид Боуи приехал с концертом в Москву - фанклуб уже был во всеоружии: новость мгновенно облетела всех участников, фанклуб организовывал добывание билетов (которые, кстати, стоили заоблачно дорого).
Так жили фаны доинтернетной эпохи - когда не было ни возможности выложить фото в сеть, ни пожатых видеофайлов, ни многочисленных сайтов, наполненных творчеством фанов... Не говоря уж об общении на форумах, в чатах и тому подобное... О конвенциях вообще не слышали, а уж о том, чтобы получить материалы с них - и не мечтали...
© LEXX - LIGHT ZONE июль 2007 HELEN & Trulyalyana
|